федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский научно-исследовательский институт экономики,
политики и права в научно-технической сфере»
(РИЭПП)

Поиск по сайту


 

Издания

Научные мероприятия

Cотрудничество

Контакты

Наш баннер



Статистика сайта




Яндекс.Метрика

Автоперевод


Eng English Deu German Fra French

Облако тэгов




Обзор заседания Секции молодых ученых Совета по науке Минобрнауки России от 1 февраля 2018 года

2 Марта 2018

1 февраля 2018 г. состоялось заседание Секции молодых ученых (далее – Секция) Совета по науке Минобрнауки России (далее – Совет). В работе Секции приняли участие заместитель директора Департамента науки и технологий И.А. Мосичева, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Е.Н. Колесникова.

На заседании Секции были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Об аспирантуре в законопроекте «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» (Е.В. Шеваль);
  2. О дебюрократизации;
  3. О документах для защит диссертаций (А.С. Щеглов).

В вступительном слове по первому вопросу руководитель Секции молодых ученых Е.В. Шеваль выразил обеспокоенность тем, что на сегодняшний день аспирантура полностью оторвана от защиты диссертации и стала превращаться в некое подобие второй магистратуры. По сути аспирантура – это начало научной деятельности, содержание аспирантуры – это научная работа, и все это должно способствовать вхождению молодого исследователя в специальность. Е.В. Шеваль подчеркнул, что итогом обучения в аспирантуре должна стать успешная защита кандидатской диссертации.

Секция молодых ученых занимается вопросом модернизации аспирантуры в течение последних двух лет. Однако глобально ситуация не изменилась. На заседании Секции молодых ученых поставлены вопросы, возникающие при переводе аспирантуры из-под действия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под действие Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» с соответствующими изменениями.

С комментариями по вопросу «Об аспирантуре в законопроекте «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации») выступила заместитель директора Департамента науки и технологий И.А. Мосичева и разъяснила, что до 2013 г. в рамках действующего тогда Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» аспирантура считалась послевузовским обучением, по итогам которого предусматривалась защита кандидатской диссертации и возможность варьирования времени подготовки кандидатской диссертации в рамках конкретного научного направления. Однако существовала проблема отсутствия документа, удостоверяющего обучение в аспирантуре, вместо этого выдавалась справка из отдела кадров.

В условиях усиления академической мобильности остро встал вопрос о признании обучения в российской аспирантуре в зарубежных образовательных и научных организациях и наоборот. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура стала третьей ступенью высшего образования, но из закона ушли слова «защита диссертации». Итогом обучения в аспирантуре стала не защита диссертации, а выпускная квалификационная работа. В связи с этим последствия воспроизводства научных кадров высшей квалификации в ведущих университетах и научных организациях стали еще острее.

В контексте проекта закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» аспирантура – это научная деятельность, а аспиранты приобретают научные компетенции путем выполнения реального научно-исследовательского проекта. Возможны некоторые «развилки» квалификаций по итогам обучения в аспирантуре:

  • исследователь (при условии успешной защиты кандидатской диссертации),
  • мастер делового администрирования – специалист управления высшей категории (получение дополнительных специальных компетенций по менеджменту без защиты кандидатской диссертации),
  • преподаватель высшей школы (получение дополнительных специальных компетенций по образовательной компоненте без защиты кандидатской диссертации).

Действующая система аспирантуры дает существенные преференции обучающимся в аспирантуре и эти льготы необходимо сохранить в новом законе «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Поднимается вопрос социальных гарантий. В настоящий момент успешно решается вопрос финансирования аспирантов через государственное задание организации, в которой такая программа может быть реализована. Организации, которые являются лидерами по определенным научным направлениям, не только по числу публикаций, изобретений и научных школ, но по возможности обеспечить прибавку к стипендии аспиранта, могут реализовывать программы обучения в аспирантуре. Данный подход является революционным, поскольку вопрос о доплате к существующей сейчас стипендии из средств научной или образовательной организации стоит остро еще с 1996 г.

В целом, задача подготовки кандидата наук заключается в двух аспектах: создать необходимые финансовые и социальные условия обучения в аспирантуре; создать условия защиты кандидатской диссертации.

Таким образом, совместная работа Секции молодых ученых и Министерства образования и науки Российской Федерации заключается в решении этих двух задач с наименьшими потерями при переводе аспирантуры из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

По вопросу «Об аспирантуре в законопроекте «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» выступила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Е.Н. Колесникова и отметила фактическую возможность перевода аспирантуры из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», но с возникновением существенных социальных рисков, которые необходимо предусмотреть.

Уровень образования, под которым понимается аспирантура, включает в себя, кроме самой аспирантуры, ординатуру, ассистентуру-стажировку и адъюнктуру. При переводе аспирантуры в новый закон, возникает вопрос, что делать с оставшимися тремя программами. Возможно, перевод аспирантуры в Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» решит проблемы Министерства здравоохранения Российской Федерации, поскольку ординатура отойдет в ведомство. Позиция Министерства здравоохранения Российской Федерации по данному вопросу такова: ординатура – это послевузовское образование. В этом случае возникает проблема финансового характера, так как послевузовское образование не финансируется из средств государственного бюджета. Сохраняется вопрос: готовы ли Министерство культуры Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации на выделение аспирантуры из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и финансирование своих программ.

Так как принятие любого федерального закона длится не один год, нужно понимать, что перевод аспирантуры из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» займет, как минимум, два года до принятия закона и год на выпуск нормативных документов.

В связи с этим Министерство образования и науки Российской Федерации готово работать с Секцией молодых ученых по данному вопросу с целью «подкрутить» отдельные аспекты в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) для решения существующих проблем. В настоящее время 19 российских организаций получили права самостоятельного присуждения ученых степеней. Почти все эти организации имеют право самостоятельно разрабатывать соответствующие ФГОС.

Кроме того, при переводе аспирантуры в Федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» возникает проблема распределения контрольных цифр приема. Данный вопрос также подлежит обсуждению.

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России готов продолжить работу над этим вопросом.

По вопросу «О дебюрократизации» выступили члены Секции молодых ученых и высказали предложение постепенно снижать педагогическую нагрузку сотрудников, работающих на полную ставку ППС.

По вопросу «О документах для защит диссертаций»4 член Секции молодых ученых. А.С. Щеглов отметил, что проблема заключается в процедуре Счетной палаты по оценке эффективности использования бюджетных средств. Организация получает средства на финансирование, например, 100 аспирантов, из которых позже можно отчислить 10%, а 90% должны получить некую квалификацию. Данный подход абсолютно не применим к процессу защиты диссертации. Поскольку, из 100 человек «входят» в науку порядка 25 человек. Таким образом, в случае обязательной защиты диссертации в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», оставшиеся 90% должны будут тоже защититься, что может сказаться на качестве этих диссертаций.


Возврат к списку

© РИЭПП 2018  На главную О нас Руководство Структура Научные кадры Ученый совет Научная деятельность Участие в ФЦП Выполненные работы Сведения о доходах Противодействие коррупции Работа в РИЭПП