федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский научно-исследовательский институт экономики,
политики и права в научно-технической сфере»
(РИЭПП)

Поиск по сайту


 

Издания

Научные мероприятия

Cотрудничество

Контакты

Наш баннер



Статистика сайта




Яндекс.Метрика

Автоперевод


Eng English Deu German Fra French

Облако тэгов




Обзор заседания Секции молодых ученых Совета по науке Минобрнауки России

17 Октября 2016

13 октября 2016 года в зале коллегии Минобрнауки России состоялось очередное заседание Секции молодых ученых Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по науке (далее – Секция).

В заседании Секции приняли участие члены Совета по науке В.В. Измоденов, и А.Е. Бондарь, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко, Председатель рабочей группы профессоров РАН по аспирантуре А.В. Наумов.

Члены Секции молодых ученых обсудили следующие вопросы:

  • проект Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по аспирантуре;
  • условия предоставления жилищных сертификатов для молодых ученых в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 гг.;
  • условия для карьерного роста молодых ученых (постдоки, самостоятельные научные лаборатории молодых ученых).

С.А. Пилипенко рассказал об актуальных вопросах разработки проекта ФГОС по аспирантуре.

Итогом успешного завершения обучения в аспирантуре должна стать защита диссертационного исследования. В случае, если аспирант по объективным причинам не успел подготовить все документы к защите диссертации (например, опубликовать статьи по теме исследования в ведущих научных журналах), то рассматривается возможность продления его статуса как аспиранта на 1-3 года. В это время он оформляет академический отпуск и сможет трудоустроиться по специальности в научной организации или вузе.

По окончании аспирантуры планируется выдавать диплом о высшем образовании, а после защиты диссертации – диплом кандидата наук. Стимулом для получения диплома кандидата наук станет профессиональный стандарт «Научный работник», в соответствии с которым молодой ученый без степени не сможет развиваться по профессиональной или карьерной лестнице. Эти же ограничения накладывают требования Минтруда России.

Рассматривается возможность совмещения программ обучения магистратуры и аспирантуры с продлением срока обучения до 5 лет (американская модель). Члены Секции молодых ученых обсудили контрольные цифры защит после окончания аспирантуры. Наиболее адекватным считается 50 % успешных защит от числа приема в аспирантуру, независимо от области науки и специализации аспиранта.

Рассматривался подход расчета контрольных цифр не от числа приема в аспирантуру, а от числа ее окончивших. В пользу данного подхода прозвучал следующий аргумент: научная деятельность – это творческий и сложный интеллектуальный процесс, не все молодые люди понимают это при поступлении в аспирантуру. В процессе обучения проходит естественный отбор, поэтому не нужно «наказывать» вузы ограничением финансирования за отчисление аспирантов. Основной контраргумент данному подходу – в вузах требуется более тщательно проработать механизм отбора аспирантов, например, более тщательно анализировать портфолио молодых людей при поступлении в аспирантуру.

Рассматривалась возможность вариации количества зачетных единиц между образовательной и научной компонентами аспирантуры. Существующий проект ФГОС по аспирантуре предполагает «вилку» в зачетных единицах. В соответствии с этой «вилкой» аспирант, который готовит себя к научной деятельности, в процессе обучения в аспирантуре может выбрать минимальное количество часов педагогической практики, а недостающее количество часов компенсировать исследовательской деятельностью. Наоборот, аспирант, который планирует заниматься образовательной деятельностью, – имеет право выбрать максимальное количество часов педагогической практики.

Условия предоставления жилищных сертификатов для молодых ученых в рамках федеральной целевой программы «Жилище» вызвали недоумение у членов Секции. Обсуждались сложные бюрократические процедуры формирования необходимого комплекта документов на право получения молодым исследователем жилищного сертификата. Говорилось, что эта программа в большей степени ориентирована как социальный проект, направленный на поддержку молодых людей, работающих в научных организациях ФАНО России. Однако члены Секции выразили желание разобраться в данном вопросе и рассмотреть возможность включения в перечень требований на предоставление жилищного сертификата не только социальные нормы, но и показатели результативности научной деятельности молодых ученых. По их мнению, данная программа должна стать стимулом повышения результативности молодых исследователей и сократить отток перспективных ученых за рубеж. Кроме этого решено рассмотреть вопрос о возможности расширения практики предоставления жилищных сертификатов для молодых ученых, работающих в вузах.

Решением отдельных жилищных проблем молодых ученых может стать развитие инфраструктуры научных организаций и вузов и предоставление служебного жилья.

Члены Секции обсудили условия карьерного роста молодых ученых. Среди предложений рассматривалась возможность введения возрастного ценза на занятие должностей научных сотрудников; возможность создания самостоятельных научных лабораторий для молодых ученых за счет средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также средств, выделенных на выполнение государственного задания.

По итогам работы Секции принято решение о продолжении проработки рассмотренных вопросов.

Обзор подготовлен секретарем Совета по науке С.Л. Парфеновой.


Возврат к списку

© РИЭПП 2017  На главную О нас Руководство Структура Научные кадры Ученый совет Научная деятельность Участие в ФЦП Выполненные работы Противодействие коррупции Работа в РИЭПП