федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский научно-исследовательский институт экономики,
политики и права в научно-технической сфере»
(РИЭПП)

Поиск по сайту


 

Издания

Научные мероприятия

Cотрудничество

Контакты

Наш баннер



Статистика сайта




Яндекс.Метрика

Автоперевод


Eng English Deu German Fra French

Облако тэгов




Информационная карта научно-исследовательской работы по теме: "Разработка комплекса мер по повышению эффективности государственного участия в развитии науки и технологий с учетом новых форм и механизмов реализации стратегических целей и задач развития научно-технологического комплекса"

1. Описание проблемы, обоснование актуальности исследования

Роль науки в современном российском обществе остается незначительной и не соответствует позиционированию России как экономически независимой и конкурентоспособной страны. Выбор научных приоритетов, в большей степени ориентированных на приоритеты развития науки других государств, и действующих инструментов ее реализации привели к зависимости отечественной экономики от импортных технологийв критических областях, увеличили риски влияния внешних факторов на стабильность социально-экономического развития и ослабили конкурентные преимущества России.

Изменение международной обстановки еще больше повышает роль отечественной науки в достижении обороноспособности и технологической безопасности страны, решении проблем импортозамещения, стабильности социально-экономического развития.

Сознавая значимость науки для решения стоящих перед страной задач, государство наращивает долю своего участия в развитии науки и технологий через увеличение объемов бюджетного финансирования, развитие института грантового финансирования (создание РНФ), реформирование академического сектора науки, развитие научной инфраструктуры, внесение изменений в нормативно-правовую базу.

Однако проводимая в последние годы научно-техническая политика исчерпала себя,эффективность принимаемых мер не оправдывает ожиданий.

По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2008 по 2012 гг. объем расходов на фундаментальные исследования увеличился в 1,24 раза, на прикладные – в 2,9 раза. Удельный вес расходов федерального бюджета на гражданскую науку с 2008 по 2012 гг. вырос с 2,14 % до 2,76 %, а их доля в ВВП страны - с 0,39% до 0,56%. Однако увеличение расходов федерального бюджета на наукуне оказало существенного влияния на результативность сектора исследований и разработок. Рост общего количества публикаций российских ученых в высокорейтинговых научных изданиях оказался недостаточным, чтобы улучшить позицию России в международных базах данных. По числу публикаций в научных изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, Россия занимает 17-е место, в базе данных Scopus - 15 место. Коэффициент изобретательской активности с 2008 по 2012 гг. сократился на 5 %, а коэффициент технологической зависимости за тот же период увеличился на 10%. Доля коммерциализованных патентов в 2008 г. составляла 5,55 %, а в 2012 г. достигла предельно низкого уровня - 0,14%. Количество созданных принципиально новых производственных технологий, хотя и растет после резкого снижения показателя в 2010 г., но так и не достигло уровня 2009 г.

Российская наука оказывает слабое влияние на технологическое развитие страны, что отражается не только в сниженииинтенсивности затрат организаций промышленного сектора Россиина технологические инновации (с 1,9% в 2009 г. до 1,5% в 2011 г.), но и в преобладании в структуре этих затрат расходов на закупку импортных машин и оборудования. Если в 2009 г. доля таких затрат составляла 51,2%, то в 2011 г.она выросла до 60,9%.

Причиной сложившегося состояния отечественной науки является инерционность использования форм и механизмов, определяющих развитие научно-технологического комплекса.

Среди ключевых проблем государственного регулирования сферы науки и технологий можно выделить следующие:

  • неполное соответствие выбора приоритетов развития науки и технологий важнейшим социально-экономическим задачам тормозит создание отечественных передовых технологий и ослабляет конкурентные преимущества России;
  • недостаточная системность формирования передовых научных центров (НИЦ, ГНЦ, НИУ и др.), отсутствие координации их деятельности с другими научными и научно-образовательными организациями снижает ожидаемый эффект от их функционирования в качестве базовых элементов научно-технологического комплекса, не дает импульсов к его развитию;
  • несовершенство организационных форм научной инфраструктуры, механизма распределения и концентрации ее объектов на приоритетных направлениях развития науки и технологий, а также механизма ресурсного обеспечения научнойинфраструктуры приводит к неполной загрузке и неэффективному использованию существующей приборной базы;
  • отсутствие общих принципов и механизма координации при формировании федеральными органами исполнительной власти государственного задания в сфере науки не позволяет обеспечить эффективное использование исбалансированное развитие научного потенциала государственного сектора науки, представленного вузами и научными учреждениями, снижает эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на исследования и разработки;
  • несформированная на федеральном уровне система мониторинга и прогнозирования потребностей национального научно-технологического комплекса в кадрах высшей квалификации приводит к воспроизводству кадрового потенциала науки, не соответствующего современным запросам;
  • отсутствие системного подхода к формированию инструментов стимулирования кооперации бизнес-структур и научных организаций не позволяет увеличить долю внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки и не способствует внедрению результатов интеллектуальной деятельности в производственный процесс;
  • несовершенство механизма взаимодействия, учитывающего интересывсех участников формирования и реализации научно-технической политики (органов исполнительной власти, научного сообщества, образования, бизнеса), снижает эффективность инструментов государственного регулирования сферы науки и технологий.

Решение перечисленных проблем позволит повысить эффективность государственного участия в развитии науки и технологий.

2. Ключевые слова по теме НИР

2.1. На русском языке

Научно-технологический комплекс, научно-техническая политика, государственное участие, приоритеты развития науки и технологий, инструменты научно-технической политики, формы и механизмы государственного участия в сфере науки и технологий, сектор исследований и разработок, национальные исследовательские центры, государственные научные центры, отраслевые лаборатории, научная инфраструктура, центры коллективного пользования научным оборудованием, уникальные научные установки, мегасайенс, механизм ресурсного обеспечения научных исследований, государственное задание, система подготовки кадров высшей квалификации, результаты интеллектуальной деятельности, государственно-частное партнерство, инновационный бизнес, научные организации, инновационные предприятия, трансфер технологий, государственная поддержка сектора исследований и разработок, Совет Минобрнауки России по науке, Общественный совет при Минобрнауки России.

2.2. На английском языке

Science and Technology complex, Science and Technology policy, state participation, priorities for Science and Technology, instruments of Science and Technology Policy,forms and mechanisms of state participation in Science and Technology, Research & Development sector, national research centers,government research centers, industry laboratories, scientific infrastructure, centers of excellence, unique scientific installations, state assignment, training system of highly qualified personnel, the intellectual activity results, private-public partnership, innovative business, Council of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for science, Public Council of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

3. Цель

Разработка предложений по совершенствованию инструментов государственной научно-технической политики и повышению эффективности сектора исследований и разработок.

4. Задачи НИР и возможные пути их решения

Задача 1. Провести анализ соответствия существующих форм и механизмов государственного участия в развитии науки и технологий стратегическим целям и задачам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации, отраженным в нормативно-правовых актах концептуального характера и в государственной программе Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы.

Пути решения: действующие формы и механизмы государственного участия выявляются на основе изучения актуальных нормативно-правовых документов и научных публикаций в области государственного регулирования в научно-технической сфере. Анализ использования форм и механизмов проводится на основе актуальной статистической информации с учетом успешного отечественного и зарубежного опыта. Соответствие форм и механизмов стратегическим и концептуальным документам анализируется с учетом качественно изменившейся международной ситуации, требующей существенной корректировки проводимой государственной научно-технической политики.

Задача 2. Разработать предложения по институциональному развитию сектора исследований и разработок, включая:

  • предложения по формированию национальных исследовательских центров с целью концентрации материальных ресурсов и кадрового потенциала для реализации стратегических проектов национальной значимости;
  • предложения по повышению эффективности функционирования государственных научных центров с точки зрения реализации критических технологий Российской Федерации;
  • предложения по созданию и развитию сети отраслевых лабораторий, определение форм их государственной поддержки;
  • предложения по развитию научной инфраструктуры (центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок) и совершенствованию механизмов ее государственной поддержки.

Пути решения:

  • разработка предложений по формированию национальных исследовательских центров как инструмента реализации прорывных проектов преимущественно междисциплинарного характера, выполнение которых невозможно или затруднительно в рамках существующих организационных форм, осуществляется с учетом анализа реализации пилотного проекта по созданию НИЦ "Курчатовский институт" (научной и инновационной результативности НИЦ, системы управления и организации деятельности НИЦ, научно-исследовательской инфраструктуры, кадрового потенциала, нормативно-правовых документов);
  • подготовка предложений по повышению эффективности функционирования государственных научных центров (ГНЦ) осуществляется на основе анализа научной и научно-образовательной деятельности действующих ГНЦ с учетом необходимости концентрации их научно-технического потенциала на приоритетах развития науки и технологий;
  • разработка предложений по созданию и развитию сети отраслевых лабораторий на базе вузов и научных организаций учитывает анализ опыта их функционирования в СССР (прежде всего отраслевые лаборатории вузов), и близких аналогов отраслевых лабораторий в развитых странах; предложения по развитию форм государственной поддержки разрабатываются на основе анализа российского и зарубежного опыта и учитывают необходимость научно-технической интеграции отраслевых лабораторий с промышленными предприятиями;
  • подготовка предложений по развитию научной инфраструктуры базируется на анализе: доступности и динамики развития существующей инфраструктуры, соответствии ресурсного обеспечения объектов научной инфраструктуры и их результативности, концентрации ее объектов на приоритетных направлениях развития науки и технологий.

Задача 3. Подготовить предложения по разработке единого подхода к формированию государственного задания в сфере научной деятельности как инструмента реализации государственной научно-технической политики, включая проект методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по использованию единого подхода при формировании подведомственным учреждениям государственного задания в сфере научной деятельности.

Пути решения: единый подход к формированию государственного задания основывается на принципах: поддержки ведущих исследователей, наиболее результативных структурных подразделений; стимулирования исследовательской активности молодых научных кадров; конкурсного отбора исполнителей работ и нормирования затрат на их выполнение. Проект методических рекомендаций по формированию федеральными органами исполнительной власти государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) деятельности разрабатывается с учетом поручений Президента Российской Федерации по вопросам формирования государственного задания и базируется на выявлении преимуществ института государственного задания и анализе опыта Минобрнауки России по формированию государственного задания в сфере науки.

Задача 4. Разработать предложения по развитию системы подготовки кадров высшей квалификации с целью повышения ее адресности, в том числе концепцию мониторинга перспективных потребностей в кадрах высшей квалификации в организациях сектора исследований и разработок, а также по использованию результатов мониторинга при формировании контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру.

Пути решения: решение данной задачи базируется на анализе действующей системы подготовки кадров высшей квалификации в России и за рубежом и включает разработку: методического подхода к прогнозированию потребностей в кадрах высшей квалификации и организационно-управленческого механизма его реализации; концепции мониторинга перспективных потребностей в кадрах высшей квалификации в организациях сектора исследований и разработок.

Задача 5. Разработать предложения по совершенствованию инструментов стимулирования заинтересованности бизнеса в использовании результатов интеллектуальной деятельности и проведении собственных исследований и разработок.

Пути решения: разработка предложений по совершенствованию инструментов стимулирования заинтересованности бизнеса в использовании результатов интеллектуальной деятельности и проведении собственных исследований и разработок предполагает наличие комплекса мер налогового стимулирования, грантовой поддержки, а также подготовку методических рекомендаций по оценке эффективности коллективов, претендующих на государственную поддержку опытно-конструкторских и технологических разработок, с целью обеспечения роста конкурентоспособности инновационных предприятий на внутреннем и внешнем рынке.

Задача 6. Разработать предложения по развитию форм взаимодействия органов исполнительной власти с научной общественностью и бизнесом с учетом анализа деятельности Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по науке и Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации как консультационно-экспертных площадок в сфере науки и технологий.

Пути решения: подготовка предложений по развитию форм взаимодействия органов исполнительной власти с научной общественностью базируется на анализезарубежного и отечественного опыта, включая существующие формы взаимодействия Минобрнауки России, Совета Минобрнауки России по науке, Общественного совета при Минобрнауке России.

5. Ожидаемые научные и научно-технические результаты

  1. Результаты анализа соответствия существующих форм и механизмов государственного участия в развитии науки и технологий стратегическим целям и задачам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации, отраженным в нормативно-правовых актах концептуального характера и в государственной программе Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы.
  2. Предложения по институциональному развитию сектора исследований и разработок, включая:
    - предложения по формированию национальных исследовательских центров с целью концентрации материальных ресурсов и кадрового потенциала для реализации стратегических проектов национальной значимости;
    - предложения по повышению эффективности функционирования государственных научных центров с точки зрения реализации критических технологий Российской Федерации;
    - предложения по созданию и развитию сети отраслевых лабораторий, определение форм их государственной поддержки;
    - предложения по развитию научной инфраструктуры (центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок) и совершенствованию механизмов ее государственной поддержки.
  3. Предложения по разработке единого подхода к формированию государственного задания в сфере научной деятельности как инструмента реализации государственной научно-технической политики, включая проект методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по использованию единого подхода при формировании подведомственным учреждениям государственного задания в сфере научной деятельности.
  4. Предложения по развитию системы подготовки кадров высшей квалификации с целью повышения ее адресности, в том числе концепция мониторинга перспективных потребностей в кадрах высшей квалификации в организациях сектора исследований и разработок, а также по использованию результатов мониторинга при формировании контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру.
  5. Предложения по совершенствованию инструментов стимулирования заинтересованности бизнеса в использовании результатов интеллектуальной деятельности и проведении собственных исследований и разработок.
  6. Предложения по развитию форм взаимодействия органов исполнительной власти с научной общественностью и бизнесом с учетом анализа деятельности Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по науке и Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации как консультационно-экспертных площадок в сфере науки и технологий.

6. Области применения, способы использования ожидаемых научных и научно-технических результатов

Область применения результатов научно-исследовательской работы – государственное управление сферой науки и технологий. Предложенные новые формы и механизмы могут быть использованы в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики.

7. Имеющийся у участников конкурса научно-технический задел по теме НИР

За период с 2009 по 2013 гг.сотрудниками ФГБУ "Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере" (РИЭПП) осуществлено более 137 научно-исследовательских работ в предметной области НИР. Выполненные работы охватывают широкий спектр вопросов, связанных сразработкой и совершенствованием инструментови механизмов государственного участия в развитии сферы науки и технологий.

1. Подготовка проектов докладов и информационно-аналитических материалов к докладам, наиболее значимыми из которых являются:

  • ежегодный доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о проблемных вопросах развития науки, технологий и техники (2009 – 2011 гг.);
  • доклад к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям по вопросу "О развитии научной инфраструктуры в Российской Федерации" (2010 г.);
  • материалы к проведению экспертно-аналитического мероприятия "Анализ состояния и развития кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки при переходе на инновационное развитие экономики России" (по запросу Счетной палаты Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № ЗИ 12-9/12-03);
  • доклад к заседанию Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию по вопросу "О создании и развитии национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития России" (2011 г.);
  • доклад к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в октябре – ноябре 2013 года по вопросу "О совершенствовании организации фундаментальных исследований в Российской Федерации и повышении эффективности деятельности государственных академий наук";
  • доклад Правительства Российской Федерации о выполнении в 2011 году программ реализации функций государственных научных центров Российской Федерации;
  • доклад Правительства Российской Федерации "Предложения по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 559 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части повышения публикационной активности российских исследователей";
  • доклад Правительства Российской Федерации об эффективности использования уникальных центров коллективного пользования научным оборудованием, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук (2013 г.);
  • доклад Правительства Российской Федерации о результатах работы по формированию новых составов экспертных советов Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России (2013 г.);
  • доклад Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению экспертной оценки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, защищенных в совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д212.154.01, созданном на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" (2013 г.).

2. Выполнение государственных контрактов по темам исследований:

  • Разработка проекта стратегии развития науки в Российской Федерации на период до 2025 года и последующий период. Разработка проекта долгосрочной программы развития науки (государственный контракт № 11.0113.11.004);
  • Разработка методологических подходов реализации новых инициатив в области стратегического развития научно-технологического комплекса России с учетом его возможностей и современных вызовов (государственный контракт №14.521.11.0002);
  • Исследование, анализ и разработка предложений по нормативно-методическому обеспечению реализации прав авторов на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет или с использованием средств федерального бюджета (государственный контракт № 04.521.11.1005);
  • Исследование влияния федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы" на основные характеристики и результативность деятельности научных и научно-педагогических кадров (государственный контракт №14.740.11.0435);
  • Разработка концепции и комплекса мер по привлечению ученых-соотечественников, работающих за рубежом, к реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (государственный контракт № 11.521.12.1002);
  • Проведение исследования внешней интеллектуальной миграции 1990-2007 гг. и создание предпосылок для развития взаимодействия российской научно-технической сферы с учеными, работающими в зарубежных научных центрах в области критических технологий (государственный контракт № 02.521.11.1057);
  • Разработка предложений по нормативно-методическому обеспечению реализации Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственным контрактам, государственным заказчиком которых является Министерство образования и науки Российской Федерации (государственный контракт № 04.521.11.1002);
  • Осуществление мониторинга развития сети центров коллективного пользования научным и уникальным оборудованием при реализации в 2011-2013 гг. мероприятий ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (государственный контракт № 14.521.11.1008);
  • Развитие специализированной информационно-аналитической системы, обеспечивающей доступ к объектам научной инфраструктуры молодым исследователям, студентам, аспирантам (государственный контракт №14.741.11.0433);
  • Проведение анализа и разработка предложений по нормативно-методическому и информационно-техническому обеспечению снижения отчетной нагрузки при выполнении научных работ, за счет средств федерального бюджета (государственный контракт №14.521.11.0003);
  • Разработка методических основ идентификации результата научно-технической деятельности как единой технологии и выявления достаточного сочетания результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, разработка и апробирование проекта методических рекомендаций по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологии (в целях установления обязанностей правообладателя, вытекающих из норм ст. 1542 ГК Российской Федерации)» (государственный контракт № 02.521.11.1083);
  • Исследование нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, информационное сопровождение обоснований и расчетов с целью выработки политики Министерства образования и науки Российской Федерации как главного распределителя бюджетных средств и субъекта бюджетного планирования при составлении и исполнении федерального бюджета (государственный контракт № 02.0113.11.201);
  • Разработка механизма сквозного электронного взаимодействия Главного распорядителя бюджетных средств и подведомственных организаций в процессе бюджетного финансирования сферы образования и науки (государственный контракт № 02.514.11.4118);
  • Разработка механизма информационного взаимодействия структурных подразделений Главного распорядителя бюджетных средств и внешних информационных систем в процессе бюджетного финансирования сферы образования и науки (государственный контракт № 02.514.11.4119);
  • Анализ бюджетных нормативно-правовых документов и разработка на его основе базовых методических материалов, необходимых для осуществления Минобрнауки России регламентных функций в рамках исполнения бюджета с учетом новых подходов к бюджетному процессу и изменений в функционально-организационной структуре Министерства (государственный контракт № 09.169.11.0001);
  • Разработка системных проектных решений для информационно-коммуникационной инфраструктуры комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета Минобрнауки России, обеспечивающих доступ ведущих научных и научно-образовательных центров к данным о бюджетном процессе (государственный контракт № 14.551.12.4002).
  • 3. Выполнение государственной работы по комплексному сопровождению заседаний Совета Минобрнауки России по науке в 2013-2014 гг.

    4. Выполнение государственных заданий Минобрнауки России по тематическим направлениям:

    • изучение передового мирового опыта государственного управления в сфере науки и образования;
    • разработка инструментов государственного регулирования сферы науки и технологий;
    • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере науки и технологий;
    • разработка предложений по формированию и функционированию научных и научно-образовательных центров в Российской Федерации;
    • совершенствование существующих механизмов финансирования сферы науки и технологий;
    • разработка комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации;
    • совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения деятельности центров коллективного пользования (ЦКП).

    Запоследние 5 лет сотрудниками РИЭПП было издано 6 монографий по темам, близким к предметной области лота, что отражено в их публикациях. Общее число научных статей за тот же период в журналах, индексируемых в РИНЦ, составило 345 единиц (число цитирований 867); в журналах, индексируемых в Web of Science, – 120 единиц (число цитирований 925); в журналах, индексируемых в системе SCOPUS, – 17единиц.

    В период с 2009 по 2013 годы сотрудники РИЭПП подготовили более 60-ти выступлений с докладамина научных конференцияхв предметной области научного исследования.

    Высокая квалификация и деловая репутация сотрудников РИЭПП подтверждается отзывами заказчиков и благодарственными письмами партнеров РИЭПП (Министерство образования и науки Российской Федерации, Управление инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям, ФГУП НИФХИ им. Л.Я. Карпова, АНО "Институт развития информационного общества", ООО "Технопарк "Дружба", ОАО "ЭКА"). С благодарственными и рекомендательными письмами можно ознакомиться в режиме доступа: http://riep.ru/cooperation/.

    8. Сведения о других участниках проекта (наименование организации, ИНН, форма участия, роль в проекте)

    Привлечение организаций-соисполнителей не предполагается.

    9. Мероприятия по информированию общественности о ходе и результатах выполнения НИР

    Информирование общественности о ходе и результатах выполнения НИР предполагается в следующих формах:

    • размещение сведений о ходе выполнения научно-исследовательской работы на сайте РИЭПП (режим доступа: http://riep.ru);
    • выступления на научных конференциях с докладами по отдельным тематическим направлениям НИР (по согласованию с Минобрнауки России);
    • публикация научных статей с использованием материалов научного исследования по отдельным тематическим направлениям НИР (по согласованию с Минобрнауки России).

    Возврат к списку

    © РИЭПП 2017  На главную О нас Руководство Структура Научные кадры Ученый совет Научная деятельность Участие в ФЦП Выполненные работы Противодействие коррупции Работа в РИЭПП